Нормотворческая деятельность

<

Региональное соглашение между объединениями работодателей, объединением организаций профсоюзов и Правительством Республики Алтай PDF Печать E-mail

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТРЕХСТОРОНЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
между республиканскими объединениями работодателей, Объединением организаций профсоюзов Республики Алтай
и Правительством Республики Алтай на 2014-2016 годы

I. Общие положения

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители республиканских объединений работодателей Республики Алтай (далее - работодатели), Объединения организаций профсоюзов Республики Алтай (далее - профсоюзы) и Правительства Республики Алтай, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Региональное трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территории Республики Алтай в 2014 - 2016 годах и совместные действия Сторон по их реализации.

Стороны согласовали основные направления взаимодействия по разделам Соглашения и определили следующие приоритетные цели:

создание благоприятного инвестиционного климата;

развитие предпринимательской активности населения Республики Алтай;

обеспечение экономики квалифицированными трудовыми ресурсами;

создание новых высокопроизводительных рабочих мест на территории Республики Алтай;

повышение реальных доходов населения Республики Алтай;

снижение доли населения Республики Алтай с доходами ниже прожиточного минимума;

стабильная занятость и повышение эффективности рынка труда;

повышение качества и доступности услуг отраслей социальной сферы;

стимулирование частных инвестиций в социальную сферу;

сохранение уровня социальных гарантий работающим гражданам Республики Алтай;

обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

повышение качества окружающей среды, уровня экологической культуры населения Республики Алтай и хозяйствующих субъектов на территории Республики Алтай;

создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи Республики Алтай;

развитие коллективно-договорных отношений, более эффективное использование возможностей социального партнерства при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития Республики Алтай.

Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников, но могут быть дополнены и развиты в рамках заключения региональных, территориальных, территориально-отраслевых и отраслевых соглашений, коллективных договоров.

Выполнение принятых участниками Соглашения обязательств обеспечивается средствами, предусмотренными в законе Республике Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай, планах финансово-хозяйственной деятельности республиканских организаций и сметах профсоюзов, присоединившихся к данному Соглашению.

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения территориальных, территориально-отраслевых и отраслевых соглашений, коллективных договоров.

Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

Стороны в пределах своих полномочий берут на себя следующие обязательства:

1. В сфере экономики

Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика Республики Алтай должна быть ориентирована на обеспечение устойчивости экономического развития и рост инвестиций в человеческий капитал. В связи с этим к числу основных приоритетов в сфере экономического развития Стороны относят:

а) повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям;

б) модернизацию традиционных секторов экономики Республики Алтай;

в) создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, обеспечение защиты прав собственности;

г) совместную работу по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики Республики Алтай;

д) снижение избыточных административных барьеров в экономике, содействие снижению уровня коррупции, создание эффективной институциональной среды;

е) формирование условий для самореализации граждан;

ж) развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста;

з) эффективную реализацию на территории Республики Алтай государственных программ Республики Алтай.

Обязательства работодателей:

предоставляют возможность включения представителей профсоюзов в коллегиальные органы управления организаций Республики Алтай;

содействуют разработке и практическому внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов, сертификации продукции, услуг и производственных процессов, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции;

участвуют в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно

Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

не реже двух раз в год информируют трудовые коллективы о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, ходе выполнения коллективных договоров, реализации программ развития и принимаемых мерах по повышению заработной платы;

обеспечивают работников гарантиями и компенсациями при проведении процедур ликвидации, реорганизации, изменения форм собственности, банкротства организаций, учитывают их социальные последствия;

обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, республиканский бюджет Республики Алтай, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

разрабатывают с участием профсоюзов (при их наличии) программы развития организаций, обеспечивающие устойчивый экономический рост, модернизацию производства, повышение конкурентоспособности;

рассматривают предложения профсоюзов о включении в коллективные договоры дополнительных социальных гарантий за счет прибыли организации.

Обязательства профсоюзов:

9) осуществляют контроль за соблюдением работодателями нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Алтай, обеспечивающих защиту интересов трудовых коллективов при реорганизации и ликвидации, в том числе несостоятельности (банкротстве);

10) способствуют обеспечению эффективной работы организаций, улучшению их финансового состояния, обеспечивают защиту социально-экономических прав членов профсоюза;

11) через коллективные договоры обеспечивают укрепление трудовой и технологической дисциплины, повышение качества производимой продукции, росту производительности труда, развитие трудового соревнования;

12) в рамках имеющихся полномочий содействуют разработке и реализации программ развития организаций реального сектора экономики Республики Алтай, способствуют укреплению дисциплины и ответственности каждого работника (члена профсоюза) за исполнение трудовых обязанностей;

Обязательства Правительства Республики Алтай:

13) при осуществлении экономической политики поддерживает все виды собственности и хозяйствования;

14) обеспечивает развитие системы стратегического управления социально-экономическим развитием Республики Алтай;

15) реализует Стратегию социально-экономического развития Республики Алтай до 2028 года, утвержденную Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года №83-РЗ, посредством государственных программ Республики Алтай;

16) в рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года № 242, обеспечивает устойчивое функционирование агропромышленного комплекса Республики Алтай, в том числе осуществляет меры по обеспечению доступа сельхозтоваропроизводителей к рынкам сбыта основных видов сельскохозяйственной продукции через механизмы заказа для государственных нужд Республики Алтай, а также договоренностей Сторон в режиме социального партнерства, оказывает поддержку сельскохозяйственным организациям в части:

возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;

возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;

17) обеспечивает развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса, в том числе содействует работодателям в модернизации и техническом переоснащении объектов инженерной инфраструктуры и внедрении современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе в рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года № 243;

18) обеспечивает повышение конкурентоспособности туристского рынка Республики Алтай, направленной на создание условий для развития туризма, в том числе строительство инфраструктурных объектов и создание положительного образа Республики Алтай в рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие внутреннего и въездного туризма», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года № 244;

19) обеспечивает реализацию мероприятий по поддержке развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату % по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, в рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие конкурентных рынков», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года № 245;

20) содействует повышению эффективности государственного управления посредством повышения качества и доступности предоставления государственных (муниципальных) услуг, снижения административных барьеров в рамках государственной программы Республики Алтай «Экономическая политика», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года № 253;

21) стремится к снижению задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Алтай, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства за коммунальные услуги.

Критерии оценки выполнения положений настоящего раздела:

прирост валового регионального продукта, в % к предыдущему году;

объем инвестиций в расчете на душу населения, тыс. рублей;

объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на душу населения, руб.;

прирост высокопроизводительных рабочих мест, в % к предыдущему году.

2. В сфере оплаты труда и повышения уровня доходов населения

Стороны считают, что главной целью в области доходов населения Республики Алтай является систематическое повышение доходов населения, уровня реальной заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, уменьшение масштабов бедности.

Стороны обязуются совместно:

22) координировать деятельность по погашению задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в том числе путем привлечения профессиональных союзов и отраслевых объединений работодателейк участию в совещаниях, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органах;

23) осуществлять последовательную политику, направленную на повышение реальных доходов населения, создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения Республики Алтай, уменьшение доли населения Республики Алтай с доходами ниже прожиточного минимума;

24) проводить консультации по вопросам реализации части  первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации по разработке согласованных предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда в 2014 – 2016 годах:

для работников бюджетного сектора экономики, в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

для работников внебюджетного сектора экономики не ниже уровня величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики Алтай, определенной за третий квартал предыдущего года.

Обязательства работодателей:

25) принимают меры по поэтапному приближению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, утвержденного в Республике Алтай;

26) производят индексацию заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (на основании данных Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Алтай) в порядке и размерах, установленных отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами;

27) обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату текущей заработной платы работникам в сроки, определенные законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями;

28) обеспечивают принцип «прозрачности» систем оплаты труда работников (недопущение случаев скрытых форм оплаты труда, обеспечение полного учета выплачиваемой заработной платы);

29) устанавливают систему оплаты труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу, работу во вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда, а также принимают локальные нормативные акты в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, с соблюдением процедуры учета мнения профсоюзной организации;

30) предусматривают в коллективных договорах:

формы и системы оплаты труда работников организаций, размеры ставок и окладов, соотношения в их размерах между отдельными категориями работников, порядок премирования;

размер минимальной тарифной ставки (минимальной оплаты труда) работника;

порядок индексации заработной платы в связи с ростом величины прожиточного минимума;

повышение заработной платы работников в зависимости от увеличения объемов производства и  роста производительности труда;

сроки выплаты заработной платы;

применение систем нормирования труда: норм выработки, нормированных заданий, норм обслуживания и нормативов численности с учетом мнения профсоюзной организации;

размеры выплачиваемых работникам денежных компенсаций при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат;

размер оплаты нерабочих праздничных дней для работников, в том числе работников, в отношении которых установлена сдельная оплата труда;

виды, размеры, условия, порядок выплат компенсационного характера;

виды, размеры, условия, порядок выплат стимулирующего характера;

размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которые устанавливаются на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы;

31) при разработке условий оплаты труда, заключении коллективного договора в обязательном порядке руководствуются положениями отраслевых тарифных соглашений;

32) разрабатывают и закрепляют в коллективных договорах систему оплаты труда работников, размеры тарифных ставок и окладов, соотношение их размеров между отдельными категориями работников, условия и порядок премирования с учетом мнения профсоюзной организации, включают положения об оплате труда и премировании работников в коллективные договоры в качестве приложений, а также стремятся:

к соотношению заработной платы между 10% высокооплачиваемых работников организаций и 10% низкооплачиваемых работников, как правило, не выше 13 раз;

к установлению гарантированной части заработной платы (тариф (оклад), компенсационные, в том числе районный коэффициент, и другие обязательные выплаты, установленным отдельным категориям работников) от общего уровня заработной платы работника в размере не ниже 50% от общей величины оплаты труда.

33) предусматривают в коллективных договорах, локальных нормативных актах увеличение и индексацию заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;

34) обеспечивают своевременную выплату заработной платы в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором;

35) разрабатывают и реализуют комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и производительности труда. Обеспечивают ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в объеме реализации продукции, уменьшая тем самым масштабы бедности.

Обязательства профсоюзов:

36) регулярно информируют первичные профсоюзные организации об уровне средней заработной платы в Республике Алтай, прожиточном минимуме, росте индекса потребительских цен;

37) проводят переговоры с работодателями о включении в коллективные договоры, территориальные, отраслевые и территориально-отраслевые соглашения обязательств по оплате труда работников, принятых в Соглашении;

38) добиваются внесения в трудовой договор положений, конкретизирующих выплаты компенсационного характера;

39) в случае применения в организации тарифной системы оплаты труда способствуют через систему коллективных договоров установлению тарифной ставки первого разряда не ниже уровня, рекомендованного отраслевым тарифным соглашением;

40) осуществляют контроль за соблюдением работодателями  законодательства Российской Федерации по оплате труда, взаимодействуя с государственными контрольными и надзорными органами;

41) в случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты с индексацией, предусмотренной коллективным договором, но не ниже установленного законодательством Российской Федерации уровня, а также принимают меры по привлечению к ответственности виновных лиц.

Обязательства Правительства Республики Алтай:

42) организует работу по проведению мониторинга уровня жизни населения Республики Алтай. Обеспечивает в установленном порядке определение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума Республики Алтай;

43) принимает меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями  по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов;

44) обеспечивает регулярное (своевременное) финансирование выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в пределах установленного фонда оплаты труда и в соответствии с законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период;

45) осуществляет контроль:

за соблюдением установленных в трудовых договорах условий оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Алтай, государственных учреждений Республики Алтай и их соответствию условиям оплаты труда, предусмотренным федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Республики Алтай;

за своевременной выплате пособий на ребенка, по опеке и других государственных социальных пособий и выплат.

46) утверждает перечень видов выплат компенсационного и стимулирующего характера и разъяснения о порядке установления этих выплат в государственных учреждениях Республики Алтай;

47) осуществляет мониторинг просроченной задолженности по заработной плате в организациях Республики Алтай;

48) реализует планы мероприятий («дорожные карты») по повышению эффективности и качества услуг, оказываемых в государственных (муниципальных) учреждениях, установлению системы оплаты труда в зависимости от качества оказываемых услуг и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям;

49) содействует Правительству Российской Федерации в реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части увеличения размера реальной заработной платы (согласно плану мероприятий, утвержденному распоряжением Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2013 года № 128-р);

50) проводит мониторинг:

реализации Указов Президента Российской Федерации» от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

реализации «дорожных карт» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения и социального обслуживания населения, культуры, образования и науки, в части оплаты труда работников, повышение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

51) при формировании проекта закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период и регулировании межбюджетных отношений предусматривает средства на:

предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам;

повышение размеров заработной платы работникам бюджетной сферы, социальных выплат и компенсаций в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Алтай.

Критерии оценки выполнения положений настоящего раздела:

снижение доли населения Республики Алтай с доходами ниже величины прожиточного минимума, в %;

прирост денежных доходов в расчете на душу населения Республики Алтай, в % к предыдущему году;

прирост средней заработной платы по экономике, в % к предыдущему году;

снижение просроченной задолженности по выплате заработной платы, тыс. руб.

3. В сфере развития рынка труда и содействие занятости населения Республики Алтай

Стороны считают основными задачами на предстоящий период повышение занятости на регистрируемом рынке труда и социальной защиты от безработицы населения Республики Алтай, создание условий для снижения рисков производственного травматизма и заболеваемости работников организаций на территории Республики Алтай, эффективное использование трудовых ресурсов.

Стороны обязуются совместно:

52) не допускать превышения уровня регистрируемой безработицы: в 2014 год – 3%, в 2015 год – 2,9%, в  2016 год – 2,9%;

53) в случае угрозы массового увольнения работников на основе взаимных консультаций разрабатывать программу мероприятий, направленных на содействие занятости населения и оказание различных форм поддержки работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников.

При заключении территориальных, территориально-отраслевых, отраслевых соглашений и коллективных договоров руководствоваться следующими критериями массового увольнения работников:

а) увольнение в связи с сокращением численности работников в следующем количестве:
для организаций с численностью до 100 человек:

30 и более человек в течение 90 календарных дней;

для организаций с численностью от 101 до 500 человек:

30 и более человек в течение 30 календарных дней;

60 и более человек в течение 90 календарных дней;

для организаций с численность более 501 человека:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

100 и более человек в течение 90 календарных дней;

б) ликвидация организации (прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем) с численностью работающих 15 и более человек.

54) регулировать процессы привлечения и использования иностранных работников с учетом потребности экономики Республики Алтай в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство.

55) совершенствовать и развивать систему профессиональной ориентации учащихся профессиональных образовательных организаций в Республике Алтай, безработных граждан и незанятого населения;

56) в целях повышения престижа массовых рабочих профессий проводить конкурсы профессионального мастерства с участием организаций начального и среднего профессионального образования, Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», подготовить предложения по мероприятиям, способствующим повышению престижа рабочих профессий, в том числе по проведению информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;

57) реализовывать меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

58) содействовать созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой;

59) повышать эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере содействия занятости населения Республики Алтай;

60) способствовать расширению возможностей трудоустройства для молодёжи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями.

61) способствовать легализации занятости населения Республики Алтай;

62) поддерживать инициативы  по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

63) принимать меры по обеспечению занятости граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, женщин, выпускников профессиональных образовательных организаций, молодежи;

64) создавать условия для формирования эффективной политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда;

65) включать в территориальные и отраслевые соглашения мероприятия, направленные на сохранение и увеличение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников с предоставлением им льгот и компенсаций, установленных федеральным законодательством.

Обязательства работодателей:

66) совершенствуют систему внутрипроизводственной подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров, предусматривают в коллективных договорах выделение финансовых средств на эти цели;

67) своевременно и в полном объеме представляют в органы государственной службы занятости населения информацию о наличии (отсутствии) вакантных рабочих мест (должностей);

68) обеспечивают соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов, представляют органам службы занятости населения сведения о выполнении квоты в соответствии с федеральным законодательством;

69) предоставляют увольняемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора и оплачиваемое время для поисков работы, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы;

70) предоставляют в Правительство Республики Алтай информацию о дополнительной потребности в кадрах для формирования прогноза рынка труда и состояние занятости на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

71) предоставляют информацию профсоюзам по вопросам реорганизации или ликвидации организаций и обеспечивают участие профсоюзов в мероприятиях, связанных с приватизацией, реорганизацией, банкротством и ликвидацией;

72) совместно с профсоюзом разрабатывают программы (планы) обеспечения занятости и меры по социальной защите работников, высвобождаемых в результате реорганизации, ликвидации организации, сокращения объемов производства, ухудшения финансово-экономического положения организации;

73) принимают меры по профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности вследствие рождения детей; применяют гибкие графики работы для лиц с семейными обязанностями;

74) не допускают в течение года увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации;

75) при сокращении численности или штата работников организации выплачивают выходное пособие из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя.

Обязательства профсоюзов:

76) обеспечивают контроль за исполнением работодателями установленных законодательством обязанностей в сфере обязательного пенсионного страхования работников;

77) предоставляют бесплатные консультации и правовую помощь членам профсоюзов по вопросам занятости и трудового законодательства;

78) при увольнении работников предпенсионного возраста (мужчины 58, 59 лет, женщины 53, 54 лет) в связи с сокращением численности работников, содействуют оформлению досрочной пенсии Комитетом занятости населения Республики Алтай (согласно части 2, статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») и предусматривают в коллективных договорах возможность выплаты пенсий таким работникам до достижения пенсионного возраста из средств организаций в случае отказа Комитета;

79) принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения Республики Алтай через своих представителей в городе Горно-Алтайске и районах Республики Алтай;

80) осуществляют в пределах полномочий контроль соблюдения федерального законодательства, связанного с решением вопросов приема, увольнения, предоставления гарантий при высвобождении работников;

81) добиваются сохранения рабочих мест, создания условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе предполагаемых к высвобождению, через отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры.

Обязательства профсоюзов и работодателей:

82) в коллективных договорах и соглашениях предусматривают проведение, и обеспечение финансирования из прибыли предприятий мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставления им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным федеральным законодательством.

Обязательства Правительства Республики Алтай:

83) проводит мониторинг и разрабатывает прогноз рынка труда и состояние занятости на среднесрочную и долгосрочную перспективу, формирует единую автоматизированную систему вакансий в целом по Республике Алтай и в разрезе ее районов;

84) в целях улучшения функционирования рынка труда определяет и реализует меры, направленные на:

развитие государственной системы профессиональной ориентации населения Республики Алтай;

совершенствование услуг государственной службы занятости, предоставляемых гражданам и работодателям, формирование регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения Республики Алтай, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения Республики Алтай;

осуществление регулярной оценки (мониторинга) качества государственных услуг, предоставляемых работникам и работодателям по поиску подходящей работы и подходящих работников на основе данных регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

85) содействует интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; выпускники профессиональных образовательных организаций в Республике Алтай, ищущие работу впервые; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста, потерявшие работу; женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; граждане, подвергшиеся воздействию радиации; вынужденные переселенцы и другие), через реализацию мероприятий активной политики занятости;

86) осуществляет информирование населения и Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (состав представителей Правительства Республики Алтай утвержден распоряжением Правительства Республики Алтай от 19 декабря 2013 года № 826-р) о состоянии и динамике развития рынка труда;

87) принимает меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

88) осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностям здоровья с учетом их индивидуальных возможностей, а также на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на специально оборудованных для них рабочих местах;

89) содействует созданию временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан, желающих работать в свободное от учебы время;

90) совместно с органами местного самоуправления в Республике Алтай и работодателями разрабатывает и реализует мероприятия по созданию новых рабочих мест.

Критерии оценки выполнения положений настоящего раздела:

уровень регистрируемой безработицы в среднем за год;

доля трудоустроенных инвалидов из числа инвалидов, обратившихся в учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (2014 год -40,5%, 2015 год – 41%, 2016 год – 41 %).

4. В сфере улучшения условий и охраны труда работников на производстве

Стороны признают в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества создание здоровых и безопасных условий труда работников, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Стороны совместно:

91) обеспечивают реализацию государственных программ Республики Алтай, направленных на достижение тактической цели «Повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай»;

92) организуют и проводят республиканские смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивным формам организации работ по охране труда и экологии в организациях;

93) взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения законодательства об охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Алтай;

94) обеспечивают условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда на основе технического перевооружения организаций;

95) оказывают содействие в разработке программ по улучшению условий и охраны труда в муниципальных образованиях в Республике Алтай и организациях Республики Алтай;

96) взаимодействуют с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, с государственными органами надзора и контроля в реализации законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

97) определяют и реализуют меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, содействие проведению диспансеризации населения Республики Алтай, сохранение и укрепление здоровья населения Республики Алтай, создание условий для здорового образа жизни, в том числе развитие физической культуры и спорта;

98) содействуют распространению успешного опыта реализации корпоративных социальных программ в интересах работников, включая программы поддержки работающих женщин с детьми и лиц с семейными обязанностями, а также профилактики социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

99) проводят консультации и разрабатывают предложения по государственной поддержке, в том числе по экономическому стимулированию работодателей, имеющих и содержащих в надлежащем состоянии объекты социальной инфраструктуры, а также работодателей, организующих детский оздоровительный отдых;

100) совершенствуют механизмы государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Обязательства работодателей:

101) осуществляют безусловное выполнение требований федерального законодательства по охране труда, обеспечивая приоритет безопасных условий и охраны труда работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

102) обеспечивают финансирование мероприятий по охране труда в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

103) проводят специальную оценку условий труда и обеспечивают реализацию мероприятий, разработанных по ее результатам и направленных на создание условий труда в соответствии с требованиями охраны труда, уделяя особое внимание техническому перевооружению и модернизации производства. Проводят сертификацию работ по охране труда;

104) обеспечивают выполнение мероприятий коллективных договоров, основанных на данных специальной оценки условий труда, предусматривающих внедрение нового оборудования и технологий, снижающих профессиональные риски;

105) обеспечивают приобретение и выдачу работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, контроль за правильностью применения индивидуальных средств защиты;

106) обеспечивают обучение и инструктаж по охране труда, стажировку работников и проверку знаний ими требований охраны труда.

107) обеспечивают создание служб охраны труда или вводят в штаты специалистов по охране труда в каждой организации с численностью более 50 работников (с учетом нормативов численности работников службы охраны труда, утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации), создание комиссий по охране труда, обеспечивают обучение по охране труда и повышение квалификации специалистов по охране труда и членов комиссий по охране труда, создают им необходимые условия для деятельности;

108) организуют в установленные сроки обучение и проверку знаний по безопасности труда и промышленной безопасности руководителей, специалистов и работников, занятых на опасных производственных объектах; направляют на обучение с отрывом от производства уполномоченных по охране труда профсоюзов и членов комиссий по охране труда предприятий с сохранением средней заработной платы;

109) обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников организаций, проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников в порядке, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации;

110) информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда и средствах индивидуальной защиты;

111) обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также добровольное страхование по профессиям повышенного профессионального риска;

112) обеспечивают предоставление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективными договорами;

113) обеспечивают расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно статье 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации;

114) выплачивают лицам, имеющим право на возмещение вреда, в связи со смертью кормильца, единовременные пособия от организации (сверх установленных законодательством Российской Федерации) на каждого иждивенца в размере, определенном коллективным договором;

115) выплачивают единовременное ежегодное пособие пострадавшим на производстве по вине организации за каждый процент потери трудоспособности в размерах, установленных коллективным договором для каждой группы инвалидности;

116) обеспечивают внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда.

Обязательства профсоюзов:

117) участвуют в создании и деятельности комиссий по охране труда в организациях;

118) взаимодействуют с государственными органами контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и органами исполнительной власти в осуществлении контроля за условиями труда и правильностью предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

119) обеспечивают профсоюзы методическими рекомендациями по обеспечению общественного контроля за охраной труда;

120) участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и членов комиссий по охране труда предприятий;

121) участвуют в проведении трехступенчатого контроля за охраной труда в организациях;

122) осуществляют проверки состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

123) проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятий и организаций;

124) предъявляют требования о приостановке работ в случае угрозы жизни и здоровью работников;

125) осуществляют выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

126) способствуют созданию в организациях молодежных организаций (советы молодых специалистов), молодежных комиссий профсоюзных организаций;

127) защищают интересы работников (в том числе в судебных органах), пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, принимают участие в расследовании несчастных случаев;

128) организовывают и проводят республиканский конкурс «Лучший уполномоченный по охране труда»;

129) осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда через избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов;

130) участвуют в разработке и согласовании проектов локальных актов об охране труда;

131) добиваются обязательного включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, по улучшению условий и охраны труда, снижающих риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, выплаты компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда;

132) принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в рассмотрении трудовых споров в связи с нарушениями законодательства Российской Федерации об охране труда.

Обязательства Правительства Республики Алтай:

133) контролирует качество проведения специальной оценки условий труда, обязательность проведения профилактических медицинских осмотров, правильность предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда в организациях. Оказывает организациям всех форм собственности методическую помощь в проведении специальной оценки условий труда;

134) осуществляет государственную экспертизу условий труда на рабочих местах при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работников представительных органов;

135) проводит экспертизу условий труда в организациях с высоким риском профессиональных заболеваний и производственного травматизма, а также по запросам органов государственного надзора и контроля, отраслевых работодателей, профессиональных союзов;

136) контролирует строительство и реконструкцию природоохранных объектов, способствующих доведению водопотребления и водоотведения до утвержденных нормативов;

137) обеспечивает функционирование системы обучения по вопросам охраны труда работодателей, специалистов и лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда, в аккредитованных организациях;

138) информирует население Республики Алтай об экологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности и сохранению природных ресурсов;

139) ежегодно проводит анализ и оценку состояния условий труда, разрабатывает меры по их улучшению;

140) в соответствии с действующим законодательством обеспечивает контроль за деятельностью организаций, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения Республики Алтай;

141) обеспечивает координацию и методическое руководство работой служб охраны труда в отраслевых министерствах и ведомствах, муниципальных образованиях, оказывает им помощь в работе по охране труда;

142) координирует проведение обучения и проверку знаний требований охраны труда и экологической безопасности руководителей и специалистов организаций Республики Алтай;

143) обеспечивает участие своих представителей в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

144) информирует профсоюзы и работодателей о состоянии охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в организациях Республики Алтай, об экологической безопасности.

Критерии оценки выполнения положений настоящего раздела:

численность пострадавших от несчастных случаев на производстве, человек на тысячу работающих (в 2014 году 2,2 единиц, в 2015 году – 2,15 единиц, в 2016 году – 2,15 единиц);

доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в общей численности занятых в организациях (в 2014 году 24,5%, в 2015 году – 24%, в 2016 году – 23,5%);

рост доли утилизируемых бытовых отходов от общего объема размещаемых отходов в %;

объем обезвреженных загрязняющих веществ в % от общего количества загрязняющих веществ, отходящих от всех источников;

рост доли очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод, подлежащих очистке, в %.

5. Развитие профессионального уровня работников

Обязательства работодателей:

145) обеспечивают систематическое проведение аттестации руководителей и специалистов, тарификации рабочих;

146) определяют в коллективных договорах средства на развитие персонала в размере не менее 2 % от фонда оплаты труда;

147) осуществляют разработку и обеспечение выполнения программы развития персонала организаций;

148) обеспечивают выполнение своих обязательств по договорам целевой подготовки специалистов, в части создания необходимых условий для молодых специалистов;

149) формируют резерв на замещение управленческих должностей организаций;

150) участвуют в формировании государственного заказа на подготовку квалифицированных специалистов и рабочих кадров;

151) проводят работу по привлечению и закреплению на производстве молодых рабочих и специалистов, развивают шефство-наставничество на производстве;

152) включают в коллективные договоры обязательства по инвестированию средств на создание рабочих мест для молодежи; адаптацию молодых работников на производстве; создание условий для совмещения работы с учебой, профессионального роста; социальной защищенности молодых специалистов и квалифицированных рабочих (единовременные выплаты, материальная помощь, приобретение жилья на льготных условиях, предоставление ссуд на строительство жилья, обзаведение хозяйством, организация летнего отдыха молодых семей с детьми);

153) организуют бесплатное проведение практики студентов и учащихся учреждений профессионального образования в Республике Алтай по специальностям, имеющимся в организации;

154) содействуют развитию материально-технической базы профильных организаций профессионального образования в Республике Алтай, при необходимости вносят предложения по корректировке учебных программ.

Обязательства профсоюзов:

155) добиваются разработки в организациях Программ «Повышение квалификации работников» как приложений к коллективному договору, осуществляют общественный контроль за их реализацией; предлагают меры по защите интересов молодых специалистов и рабочих, работников, совмещающих работу с обучением, для включения в коллективные договоры организаций и отраслевые соглашения;

156) организуют контроль за подготовкой и повышением квалификации работников предприятия.

Обязательства Правительства Республики Алтай:

157) организует мониторинг потребностей бюджетных организаций и организаций реального сектора экономики в квалифицированных рабочих и специалистах;

158) осуществляет прогноз и формирует республиканский государственный заказ на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования;

159) организует ежегодный целевой набор студентов из числа выпускников профессиональных образовательных организаций из сельской местности и малообеспеченных семей в вузы, расположенные на территории республики, в пределах 15 % от плана бюджетного набора, в целях обеспечения организаций сельских районов специалистами высшей квалификации;

160) способствуют повышению квалификации и переподготовке работников учреждений образования и здравоохранения, финансируемых из республиканского бюджета Республики Алтай.

6. В сфере социальной защиты населения Республики Алтай и поддержки социальной сферы

В целях обеспечения государственных минимальных социальных гарантий и соблюдения прав граждан на социальную защиту Стороны совместно осуществляют следующие обязательства:

161) участвуют в реализации целевых социальных программ, в том числе по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан, развитию культуры, оздоровлению трудящихся и их детей, реабилитации инвалидов;

162) готовят предложения по разработке программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в республике, анализируют социальные последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства и продолжают совершенствовать систему оказания адресной финансовой помощи малоимущим пенсионерам, инвалидам и другим малообеспеченным гражданам;

163) способствуют сохранению сети оздоровительных лагерей всех типов для детей и подростков, укрепляют их материально-техническую базу.

 

Не допускают снижения уровня оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом;

164) принимают меры по недопущению ликвидации или использования не по назначению социально-бытовых, культурных и спортивных учреждений всех форм собственности;

165) проводят работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья населения Республики Алтай, обеспечивают необходимые условия для эффективного функционирования организаций здравоохранения.

Обязательства работодателей:

166) обеспечивают работников льготными путевками в санатории, дома отдыха, в детские санатории, оздоровительные лагеря для детей;

167) обеспечивают проведение социально-культурной и спортивной работы, предусматривая на эти цели в коллективных договорах и соглашениях выделение средств;

168) обеспечивают своевременность и полноту выплаты работающим гражданам установленных законодательством Российской Федерации пособий, связанных с рождением и воспитанием ребенка;

169) оказывают содействие в улучшении жилищных условий работников, в том числе молодых специалистов в виде долевого участия в жилищном строительстве, финансирования части расходов работников по приобретению или строительству жилья, погашения процентной ставки по кредитам работников на приобретение или строительство жилья. Осуществляют строительство жилья на корпоративной основе;

170) предусматривают в коллективных договорах льготы и гарантии работникам, особо выделяя категории, нуждающиеся в социальной поддержке: многодетные семьи, одинокие матери, беременные женщины, неработающие пенсионеры, инвалиды;

171) полностью и своевременно уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

172) своевременно представляют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, отчетность по страховым взносам для назначения (перерасчета) пенсий, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

173) способствуют проведению не реже одного раза в два года совместно с учреждениями здравоохранения диспансеризацию работников;

174) отчисляют профсоюзам денежные средства в объеме, определенном коллективными договорами, отраслевыми соглашениями, на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу;

Обязательства профсоюзов:

175) осуществляют контроль за распределением и использованием средств, предназначенных на социальное страхование, в том числе на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

176) принимают участие в подготовке и проведении кампании по оздоровлению работающих и их детей;

177) не допускают при заключении коллективных договоров снижения уровня социальных льгот и гарантий, зафиксированных в территориальных и отраслевых соглашениях.

Обязательства Правительства Республики Алтай:

178) обеспечивает контроль за соблюдением организациями Республики Алтай государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, на услуги организаций коммунального комплекса, на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций по Перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, в пределах установленных полномочий;

179) обеспечивает контроль за предоставлением бесплатного образования в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

180) осуществляет контроль по организации детского оздоровления и отдыха, оказывает помощь в организации этого процесса органам местного самоуправления;

181) добивается включения социально-значимых объектов образования, здравоохранения, культуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай в федеральные адресные инвестиционные программы на перспективу;

182) реализуют Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932;

183) реализует мероприятия по профилактике туберкулеза, СПИДа, наркомании, онкологических заболеваний в рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года № 251;

184)реализует мероприятия, направленные на развитие физической культуры, спорта в рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года №250;

185) предусматривает в республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период средства на реализацию программ физического воспитания населения Республики Алтай;

186) проводит ограниченную политику приватизации государственного имущества учреждений образования, здравоохранения и культуры;

187) осуществляет меры по применению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, повышению качества коммунальных услуг;

188) принимает меры по социальной поддержке малообеспеченных граждан;

189) обеспечивает регулярную текущую выплату детских пособий;

190) участвует в реализации федеральной целевой программы «Жилище» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, в рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 № 243.

Критерии оценки выполнения положений настоящего раздела:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (2014 год - 66,2 лет; 2015 год – 66,8 лет; 2016 год – 67,3 лет);

снижение показателя коэффициента общей смертности (2014 год – 11,6; 2015 год – 11,4; 2016 год – 11,2);

увеличение обеспеченности жильем населения Республики Алтай (2014 год – 19,3; 2015 год – 19,5; 2016 год – 19,7) квадратных метров на 1 человека;

удельный вес населения Республики Алтай, систематически занимающегося физической культурой и спортом (2014 год – 17%; 2015 год – 17,5%; 2016 год – 18%).

7. В сфере обеспечения трудовых прав граждан

Стороны совместно:

191) проводят работу по повышению уровня правовой грамотности работников;

Обязательства работодателей:

192) по требованиям профсоюзов принимают оперативные меры по устранению нарушений трудового законодательства Российской Федерации и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Обязательства профсоюзов:

193) рассматривают заявления и обращения членов профсоюза, профсоюзных организаций по вопросам нарушений трудового законодательства Российской Федерации и иных актов, содержащих нормы трудового права, направляют работодателям требования об их устранении, а также вносят предложения в соответствующие государственные органы о привлечении к ответственности представителей работодателей, не обеспечивающих соблюдение трудовых прав работников, уклоняющихся от заключения и выполнения коллективных договоров, соглашений и нарушающих законодательство Российской Федерации о профсоюзах;

194) руководствуясь правом законодательной инициативы в Государственном Собрании - Эл Курултай, участвуют в рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Используют все имеющиеся законные права для защиты прав членов профсоюзов;

195) в случае необходимости организуют и проводят в трудовых коллективах, районах Республики Алтай и городе Горно-Алтайске собрания профсоюзного актива по вопросам реализации требований трудящихся, высказанных в период проведения акций протеста профсоюзов, приглашают на данные мероприятия работодателей и представителей органов государственной власти Республики Алтай;

196) оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов, трудовым коллективам по вопросам охраны труда, гражданского, трудового, жилищного законодательства Российской Федерации, а также по проблемам занятости, социального партнерства, урегулирования коллективных трудовых споров, имущественных прав профсоюзов;

197) взаимодействуют с государственными фондами: социального страхования, пенсионным, обязательного медицинского страхования, осуществляя правовые возможности контроля за рациональным использованием средств этих фондов в интересах работников.

Обязательства Правительства Республики Алтай:

198) обеспечивает соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях независимо от их организационно-правовых форм.

Обязательства профсоюзов и работодателей

199) обеспечивают выполнение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, уплату страховых взносов в Пенсионного фонда Российской Федерации своевременно и в полном объеме, формирование и предоставление в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений индивидуального (персонифицированного) учета о стаже, заработке и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в целях накопления полной и достоверной информации на индивидуальных лицевых счетах работников (застрахованных лиц) для дальнейшего использования этих сведений при назначении трудовых пенсий.

8. Развитие системы социального партнерства и координация

действий сторон

Стороны считают необходимым обеспечивать дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности.

Стороны совместно:

200) развивают социальное партнерство на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях, способствуют заключению региональных, территориальных, территориально-отраслевых и отраслевых соглашений, коллективных договоров, осуществляют контроль за их выполнением;

201) проводят работу по реализации Закона Республики Алтай от 15 ноября 2013 года № 64-РЗ «О деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Алтай»;

202) способствуют созданию и эффективному функционированию отраслевых и территориальных объединений работодателей, а также территориальных объединений профсоюзов;

203) официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам;

204) принимают профилактические меры по предотвращению коллективных трудовых споров (конфликтов) в организациях, предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также у работодателей - физических лиц;

В случае их возникновения способствуют своевременному их разрешению в соответствии с действующим законодательством.

205) обобщают и распространяют опыт работы муниципальных образований, трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а также других субъектов Российской Федерации по вопросам развития системы социального партнерства, ее влияния на социально-экономическое, финансовое положение территорий и организаций;

206) содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях бюджетной сферы, а также малого и среднего бизнеса;

207) содействуют распространению регионального, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений на всех работодателей и работников;

208) периодически (не реже 1 раза в год) Стороны взаимно обязуются информировать друг друга о выполнении настоящего Соглашения.

Обязательства работодателей:

209) при заключении коллективных договоров организаций учитывают отражение в них минимальных социальных стандартов профсоюзов, за счет прибыли формируют в предприятиях фонды стимулирования;

210) содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса;

211) направляют соглашения и коллективные договоры на уведомительную регистрацию в органы по труду в порядке, установленном действующим законодательством;

212) соблюдает права и гарантии профсоюзного органа в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствует созданию первичных профсоюзных организаций и вступлению работников в члены Профсоюза. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности;

213) при заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другими способами не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время;

214) способствуют решению социально-экономических проблем путем участия в разработке и реализации отраслевых и территориальных соглашений;

215) принимают меры по расширению круга работодателей, применяющих региональные и отраслевые соглашения для регулирования социально-трудовых отношений, путем увеличения количества членов объединений работодателей и создания территориальных филиалов;

216) обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в соответствии с коллективным договором. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации;

217) освобождают членов выборных профсоюзных органов от работы с сохранением средней заработной платы для выполнения общественных обязанностей и участия в мероприятиях, проводимых профсоюзными органами, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы при обращении руководителя вышестоящей профсоюзной организации;

218) обеспечивают ежемесячное и бесплатное перечисление одновременно с выдачей зарплаты на счета профсоюзов членских профсоюзных взносов, удержанных из заработной платы работников на основании их письменного заявления;

219) по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы работников на условиях и в порядке, установленных коллективным договором, отраслевыми тарифными соглашениями (п.4 ст.28 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Обязательства профсоюзов:

220) включают в проекты коллективных договоров положения об участии профсоюзов в распределении прибыли как части прибавочного продукта и формировании фонда стимулирования;

221) осуществляют защиту законных прав и интересов работников в установленном законом порядке. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, оплаты труда, отдают предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров;

222) организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений, оказывают практическую и консультативную помощь членам профсоюзов в защите социально-трудовых прав и предоставлении гарантий;

223) проводят работу по заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности, в которых имеются профсоюзные организации;

224) организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению территориальных соглашений, отраслевых профсоюзов – по заключению отраслевых соглашений с привлечением к участию в них организаций всех форм собственности, добиваются принятия разделов, регламентирующих меры ответственности сторон социального партнерства по выполнению принятых обязательств;

225) оказывают содействие в создании в организациях комиссий по урегулированию коллективных трудовых споров;

226) совместно с работодателями информируют работников о выполнении коллективного договора не реже двух раз в год;

227) организуют обучение членов профсоюзов по вопросам социального партнерства, заключения коллективных договоров, оплаты труда, охраны труда;

228) осуществляют методическую и организационную поддержку городского и районных координационных советов профсоюзных организаций в муниципальных образованиях Республики Алтай по заключению территориальных соглашений;

229) организуют обучение профсоюзного актива по вопросам социального партнерства и охраны труда через учебно-курсовые центры  профсоюзов, семинары, конференции;

230) выступают инициаторами заключения отраслевых и территориальных соглашений. Обеспечивают участие в этой работе представителей профсоюзных организаций;

231) продолжают работу по восстановлению утраченных и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.

Обязательства работодателей и профсоюзов:

232) ведут переговоры и заключают коллективные договоры в организациях всех форм собственности, обеспечивают их предоставление на уведомительную регистрацию в территориальные органы по труду.

Обязательства Правительства Республики Алтай:

233) направляет Сторонам Соглашения для рассмотрения проекты законов, постановлений, влияющих на финансовое и социальное положение работников организаций Республики Алтай;

234) обеспечивает участие Сторон в обсуждении проектов республиканских законов и нормативных актов на заседаниях Правительства в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей;

235) оказывает правовую и методическую помощь представителям работодателей и работников по вопросам заключения коллективных договоров и соглашений, применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

236) включают представителей профсоюзов и работодателей в состав формируемых Правительством комиссий, рабочих групп по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам;

237) осуществляет мониторинг и анализ коллективно-договорного процесса, направляет информацию о развитии форм социального партнерства в сфере труда Сторонам социального партнерства;

238) при обращении работодателей в исполнительные органы государственной власти Республики Алтай по вопросам оказания организационной и финансовой поддержки, представления к награждению учитывает их участие в социальном партнерстве в сфере труда, наличие коллективного договора, профсоюзной организации и социального пакета гарантий работникам организации;

239) осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (постановление Правительства Республики Алтай от 22 мая 2014 года № 146 «О Порядке обеспечения деятельности Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»);

240) организует в установленном законодательством порядке регистрацию регионального и отраслевых соглашений и осуществляет контроль за их выполнением (Закон Республики Алтай от 25 июня 2014 года № 47-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений»);

Рекомендует Главам и администрациям муниципальных образований в Республике Алтай:

а) оказывать содействие в деятельности координационных Советов профсоюзных организаций и предоставлять в бесплатное пользование, необходимые для их деятельности в соответствии с территориальными Соглашениями:

- помещение;

- средства связи и оргтехники;

- транспортные средства.

б) включать в состав коллегиальных органов местного самоуправления руководителей координационных объединений профсоюзов и работодателей.

Критерии оценки выполнения положений настоящего раздела:

доля работников, охваченных коллективными договорами и соглашениями, в общей численности работающих в организациях Республики Алтай, в %;

количество участников республиканских и всероссийских конкурсов социальной эффективности и профессионального мастерства, человек;

количество созданных новых профсоюзных организаций, единиц;

количество публикаций, сюжетов в средствах массовой информации, сети Интернет по вопросам социального партнерства, единиц.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

241) Соглашение является основой для заключения территориальных и отраслевых соглашений и коллективных договоров и не ограничивает права Сторон в расширении социальных льгот и гарантий при наличии собственных средств для их обеспечения;

242) внесение изменений и дополнений в Соглашение осуществляется по предложениям Сторон на основании решения Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

243) Стороны ежегодно готовят письменную информацию о выполнении Соглашения в части принятых на себя обязательств и представляют ее в секретариат Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в месячный срок, по окончанию отчетного года;

Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешением  разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

244) ни одна из Сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действий в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств;

245) Стороны несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, нарушение и невыполнение обязательств, входящих в данное Соглашение, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай (ст. 54 Трудового кодекса Российской Федерации);

246) в двухнедельный срок после подписания Соглашения его текст публикуется в республиканских газетах «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны»;

247) после опубликования Соглашения Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений официально обращается через газеты «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны» с предложением к работодателям, не участвующим в подписании Соглашения, присоединиться к Соглашению;

Если работодатели (объединения работодателей) в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили в Министерство труда и социального развития Республики Алтай письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня опубликования этого предложения.

Настоящее Соглашение подписали:

в лице Правительства Республики Алтай:

Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Алтай, Председателя
Правительства Республики Алтай

А.В.Бердников

 

в лице Объединения организаций
профсоюзов Республики Алтай:

Председатель объединения организаций профсоюзов Республики Алтай

А.Г. Ищенко

в лице Объединений работодателей:

Полномочный представитель стороны работодателей Республики Алтай

Н.Ю. Рау